Согласно ФГОС ООО современное образование должно обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития и ценностных ориентаций. Заявленные результаты достигаются в ходе использования деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС.
Применительно к предмету «иностранный язык» данный подход определяется как сознательно-коммуникативный системно-деятельностный и представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное обучение иностранному языку (ИЯ) как средству общения в условиях моделируемой речевой деятельности. Преимущество данного подхода заключается в том, что на его основе обеспечивается сознательное и управляемое овладение языковым содержанием обучения.
С сентября 2012 года МКОУ Таловская СОШ стала региональной инновационной площадкой по внедрению ФГОС ООО. Исходя из условий, в которых мы оказались, была определена методическая тема работы ШМО: оптимизация образовательного процесса через внедрение сознательно-коммуникативного системно-деятельностного подхода в обучение иностранному языку, обеспечивающего формирование базовых компетенций обучающихся. В соответствии с этой темой мы определили ключевые направления деятельности и разработали план методической работы ШМО учителей иностранного языка, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС ООО.
Направления деятельности ШМО учителей иностранного языка по реализации ФГОС ООО:
- организация нового образовательного пространства для формирования у обучающихся системы универсальных учебных действий (УУД) и специальных учебных действий (СУУ) по предмету;
- совершенствование методического мастерства и уровня профессиональной культуры учителя, способного работать в условиях нового образовательного пространства для повышения качества достижений обучающихся в урочной и внеурочной деятельности по предмету;
- разработка информационно-методических материалов, в том числе рабочей программы ООО по английскому языку, для участников образовательного процесса по введению и реализации ФГОС ООО;
В результате экспериментальной работы учителями ШМО были созданы и разработаны:
- модель информационно-образовательной среды предмета «иностранный язык», обеспечивающая информационно-методические условия реализации ФГОС ООО [1, слайды 12-13];
- рабочая программа ООО по английскому языку;
- рабочие программы курсов внеурочной деятельности по предмету в рамках научно-познавательного и проектного направлений деятельности: «Путешествуем по Великобритании (6 класс)», «Удивительный английский (6 класс)», «Английский язык – окно в мир (6-7 класс)», «Лаборатория проектов (5-7 класс)»;
- модель деятельностной образовательной среды;
- методический инструментарий учителя (совокупность приемов, методов, технологий), обеспечивающий реализацию сознательно-коммуникативного системно-деятельностного подхода в обучении ИЯ;
- методический инструментарий учителя по оценочной деятельности;
- информационно-методические материалы для участников образовательного процесса по введению и реализации ФГОС ООО;
- электронные образовательные ресурсы [2], [3], [4].
Формы представления опыта работы и результатов:
- доклады и выступления на научно-практических семинарах, совещаниях и конференциях различного уровня;
- статьи в научно-методических журналах и тезисы в сборниках материалов научно-практических конференций;
- электронные материалы на сайте школы и других научно-методических ресурсах в сети Интернет;
- видеоматериалы о реализации программы экспериментальной работы и ее результатах;
- публикации и выступления в печатных и электронных средствах массовой информации;
- материалы в информационных буклетах школы;
- мастер-классы в рамках межмуниципальных семинаров для школ, являющихся региональными инновационными площадками по внедрению ФГОС ООО;
- организация и проведение муниципального семинара учителей английского языка по теме «Реализация сознательно-коммуникативного системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку в МКОУ Таловская СОШ»;
- проведение занятий по внеурочной деятельности в рамках межмуниципального семинара на базе МКОУ Таловская СОШ по теме «Организационно-деятельностная игра как форма развития метапредметных компетенций».
Ссылки на ресурсы, разработанные в рамках внедрения ФГОС ООО:
- Работа региональной инновационной площадки по теме «Внедрение ФГОС ООО в 5 классах на базе МКОУ Таловская СОШ. Иностранный язык»: http://www.slideshare.net/Natalya15_ru/ss-16490708 ;
- Сайт-сопровождение образовательного процесса и проектно-исследовательской деятельности: https://sites.google.com/site/webquesttalovayaschool7/ ;
- Сетевой проект для учащихся 7 классов «Тайны Туманного Альбиона»: https://sites.google.com/site/tainytumannogoalbiona/ ;
- Web-квест, проведенный на отборочном этапе ОДИ «Космическое путешествие»: https://sites.google.com/site/opridelaemmarsrut/ .
|